Михаил Голинский

Его имя стоит в одном ряду с такими фигурами выдающихся певцов, как А. Мишуга, С. Крушельницкая, О. Руснак, М. Менцинский.

Михаил Голинский (02.01.1890, с. Вербивцы Городенковского повета на Станиславовщине (теперь – Ивано-Франковская обл.) – 01.12.1973, Эдмонтон (Канада)) – выдающийся украинский оперный и камерный певец (героический тенор).

Сызмальства обладал прекрасным голосом, пел в гимназических хорах (Коломыя, Станиславов, Львов). В старших классах Львовской академической гимназии был солистом (бас-баритон) студенческого хора "Бандурист", хора богословов Львовской духовной семинарии. Тогда же познакомился с известным педагогом Чеславом Зарембой. Именно Чеслав Заремба определил его голос как героический тенор и начал заниматься с Голинским вокалом.

С началом І мировой войны М. Голинский очутился в рядах австрийской армии. После ранения работает в управлении цензуры, впоследствии переведен во Львов в канцелярию Врачебной комиссии (1917). После распада Австро-Венгерской империи (1918) перешел в ряды Украинской Галицкой Армии. Как личный секретарь отамана Бубелы работал в секретариате военных дел во Львове, Тернополе, Станиславове, потом в Виннице и Каменец-Подольском. После поражения украинского освободительного движения возвращается во Львов. Впоследствии в Варшаве продолжает вокальные штудии у Чеслава Зарембы.

Совершенствует вокальное мастерство под руководством известного педагога Едоардо Гарбина в Милане (1920-1925). Находясь в Италии, дает концерты в Милане, Праге, Вене. По окончании штудий возвращается во Львов и с большим успехом дебютирует в опере "Паяцы" Р. Леонкавалло (29.06.1925). Сразу после этого получает приглашение на выступления в Поморской опере (объединение театров городов Торунь, Бидгощ, Грудзенз), поет в операх "Галька" С. Монюшко, "Кармен" Ж. Бизе, "Тоска" Дж. Пуччини, "Аида" Дж. Верди.

После успешного гастрольного выступления в Варшаве подписывает контракт с Большим Варшавским театром (весна 1926). С осени 1926 г. – солист Одесской оперы. В 1927 г. состоялось гастрольное выступление певца в Берлине. В 1927-1930 гг. – солист Киевской и Харьковской опер. Пел вместе с Марией Литвиненко-Вольгемут, Марией Сокол, Иваном Паторжинским. По инициативе Голинского в Харькове была впервые поставлена опера Анатоля Вахнянина "Купало" (1929) (Одарка – Г. Литвиненко-Вольгемут, Степан – Михаил Голинский, Максим – Иван Паторжинский).

В 1929 году выступал в Москве на сцене Большого театра СССР, где впервые за всю историю этого театра пел на украинском языке (Радамес – "Аида"). На украинском языке пел и со сцены оперного театра в Тбилиси (партия Каварадосси в опере "Тоска" Дж. Пуччини) (1930).

По возвращении в Галичину М. Голинский активно участвует в музыкальной жизни края. Пресса отмечает его выступления на концертах в честь деятелей украинской культуры, литературы, искусства: Т. Шевченко, И. Франко, Б. Лепкого, Н. Лысенко, С. Петлюры. В его репертуаре – камерные произведения Н. Лысенко, О. Нижанкивского, Н. Нижанкивского, С. Людкевича, Г. Гайворонского, В. Балтаровича, И. Недильского. В 1930-1938 гг. эпизодически выступает на сценах оперных театров Варшавы, Львова, Познани.

В 1938 году М. Голинский выехал в концертное турне по США и Канаде, где и остался до конца своей жизни. Где бы ни выступал украинский певец, от Атлантики до Тихого океана, его пение вызывало восхищение. Его избирают почетным гражданином Оттавы и Виннипега, вручают золотой ключ от Торонто.

Обладал редким голосом металлического тембра широкого диапазона с блестящим верхним регистром.

Партии: Андрей ("Запорожец за Дунаем" Гулака-Артемовского), Степан ("Купало" Вахнянина), Герман ("Пиковая дама" Чайковского), Йонтек ("Галька" Монюшко), Канио ("Паяцы" Леонкавалло), Каварадосси, Калаф ("Тоска", "Турандот" Пуччини), Радамес, ("Аида" Верди), Хозе ("Кармен" Бизе), Гофман ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Элеазар ("Жидовка" Галеви).

Автор "Спогадів" (К.,1993, Л..,2006).
Литература: Михайло Голинський. Спогади / Упорядкув., комент., прим.: Г. Тихобаєва, І. Криворучка, Д. Білавич; Вступ. ст."Героїчний тенор Михайло Голинский" С. Козака. – Львів: АПРІОРІ, 2006. -616 с., 20 с.іл.

Подготовила: Данута Билавич, зав. научным отделом Музыкально-мемориального музея во Львове.
информация, фото с: http://www.pisni.org.ua/persons/840.html

На данный момент мы не располагаем компакт дисками этого исполнителя