Микола Будник

(...) Легендарный наставник Киевского кобзарского цеха Мыкола Буднык (Николай Будник) вошел в историю украинской культуры как носитель глубинного понимания аутентичности кобзарства. Переняв традицию из рук зачинателя современного реконструктивного кобзарского движения Г. К. Ткаченко, он собственным примером, силой своего неисчерпаемого таланта вывіел это движение из андеграунда на просторы всенародного признания. Он сам считал себя продолжателем вековой устной кобзарской традиции, а потому не мог смириться с тем, что аутентичная традиция была жестоко уничтожена в Харькове в конце горьких 30-х. Но, не смотря на "канонический", по его же словам, репертуар, Буднык беспрерывно создавал совсем "неканоничные" вещи как на традиционной, так и на импровизационной интонационной основе. Органичная способность М. Будныка сымпровизировать думу, так сказать, исходя из ситуации - это не просто необычайный талант бандуриста, но и фольклорная черта кобзаря-аутентика, которой, однако, всегда предшествовала кропотливая работа народного философа, исследователя-реконструктора. Психологизм и семантическая конкретика образов Будныка почти всегда настолько зримы и впечатляющи, что за их художественной философичностью, рельефностью непременно понимаешь живую суть. Ее видишь, слышишь и чувствуешь так непосредственно, словно живешь и переживаешь вместе с ним все коллизии поведанного и исповеданного. Его исполнение - это не музыкальный образ, одетый в прокрустово ложе музыкально-ритмической формы, а скорее способ расзговора со слушателем, цельный и органичный речитатив-исповедь, длящийся до тех пор, пока с обеих сторон не возникает ощущение совершенного взаимопонимания и удовлетворения от сказанного и спетого. Инструментальные наигрыши "плетения" М. Будныка - это своего рода философские "послесловия", которые как бы завершают недосказанное словом. То с непревзойденной виртуозностью, то с выверенной лапидарно-экономной точностью они акцентируют каждый мотив, каждый звук. Отдельно стоило бы говорить о характере и тембре мелорецитации Будныка и об искренности тихого, будто "не от мира сего" его голоса. А визуальный образ Будныка, по точному наблюдению ученика и побратима Олеся Смыка (в миру - Олеся Санина), фиксировался нечетко и не экспонировался фото- и видеотехникой, как и любая самая доскональная аудиозапись не способна зафиксировать и передать всей магии и характерности произнесенного Будныком художественного слова. Его зримый образ, мягкая и непринужденная манера движения и поведения - это образ человека-Характерника, от которого все время веяло непобедимым стремлением действия, светлой энергетикой Добра. А сделанные его неутомимыми руками гусли, бандуры, кобзы и лиры несут и будут нести дальше этот дух потомкам. Каждый из упомянутых стилевых пластов репертуара Будныка заслуживает отдельного детального рассмотрения.(...)

Михайло Хай
кандидат искусствоведения

источник: http://www.ceh.org.ua/bdnk_2.htm
фото с сайта: http://format.ua/index.php?go=Articles&in=8&id=75

На данный момент мы не располагаем компакт дисками этого исполнителя