Создан Василем Емцем в 1918 г.
В мае 1918 объявления о создании коллектива были напечатаны в
газетах "Відродження", "Робітнича газета" и "Народна воля". В июне
18 человек ответили на объявления. Каждый обладал своей техникой игры и
конструкцией бандуры. Многие не читали музыку. Из 8-ми заинтересованных был создан первый коллектив, преимущественно из Кубанских казаков и учеников В. Емца. Репетиции коллектива начались в августе того же года.
Мысль о
создании кобзарского коллектива возникла у В. Емца в 1911 г. после
концерта кобзарского квартета в Охтырке, где играла группа слобожанских
кобзарей под руководством кобзаря И. Кучеренко. На замысел В. Емца повлияло и существование кобзарского коллектива в Москве, где он учился в
1913-14 гг., а также некоторые пробы и эксперименты, которые он провел на
Кубани в 1913 г.
Первый концерт состоялся 3-го ноября 1918 г.
Деньги на оплату аренды зала пришли от Гетмана П.
Скоропадского. Концерт прошел во втором по размерам зале Киева - в
Театре "Берґонье" (ныне театр имени Леси Украинки).
В 1919 г., в марте, после концерта, посвященного Т. Шевченко, прошедшего на Шулявке, коллектив прекратил свое существование.
Киевская капелла бандуристов
В 1923 г. возобновила свою деятельность под руководством Г. Копана, а позже, в 1925 г. - Михайла Полотая.
На рекламе концерта 1923 г. представлено 6 участников. В 1925 г. коллектив
расширился до 8 участников с приходом М. Полотая и В. Потапенко. В 1927 г. уже было 10 участников. Коллектив расширил свою деятельность многочисленными
концертами по Украине, и это привело к популяризации капеллы и
коллективного кобзарства в Украине. В 1930 г. руководство коллективом
перешло в руки М. Опришка, а с 1933 г. им руководил Борис
Данилевский. В январе 1934 г. прекратили выплачивать артистам зарплаты, а в
октябре 1934 г. коллектив был ликвидирован.
Объединенная капелла бандуристов
В марте 1935 г. на основе участников бывшей Киевской и Полтавской капелл был создан объединенный коллектив, просуществовавший аж до 1942 г.
Под
руководством М. Михайлова капелла записала немало пластинок в 1937 г.,
ставших образцовыми. После М. Михайлова художественное руководство часто менялось. Некоторые руководители работали с коллективом только по две недели, до ареста. Коллектив был расформирован, а участники были
мобилизованы.
Государственная заслуженная капелла бандуристов УРСР
В 1946 г. коллектив снова был возобновлен под художественным руководством Олександра Захаровича Минькивского.
Под руководством Минькивского капелла достигает чрезвычайно высого уровня,
культуры хорового пения. Оркестровый состав капеллы отличается бандурами
разных типов: Харьковская, Киево-Харьковская, Киевская. Внедрено семейство бандур прима, альт, бас и контрабас. После О. Минькивского
руководство капелллы взял на себя Григорий Куляба, а после него Микола Петрович Гвоздь. Современное название коллектива Национа́льная Заслу́женная Капе́лла Бандури́стов Украи́ны имени Гео́ргия Илларио́новича Ма́йбороды.
Материал из Вікіпедії — вільної енциклопедії.
фото:http://www.kreschatic.kiev.ua/ua/1967/art/1134.html
http://shev.gov.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=1052&Itemid=4