Мишуга был певцом по Божьей милости. Если Карузо заливал блеском силы и металла, то Мишуга чаровал, а впечатления, которые вызывала его игра - это была тайна экспрессии, настроения, убедительной силы, гипноза и чего-то, что не поддавалось анализу. В этом было нечто, о чем говорил великий Эверарди: не звук поет - поет душа!
Степан Чарнецкий
Александр "Филиппи" Мишуга вошел в плеяду певцов, которые на сломе XIX - XX ст. творили звездную эпоху вокального исполнительства. Но, пожалуй, ни один из них не начинал своей карьеры в таких обстоятельствах, в каких это пришлось делать Мишуге.
Александр Мишуга родился 20 мая 1853 г. в семье простого портного из села Новый Выткив, что на Радеховщине, Пилипа Мишуги (позже он увековечит имя своего отца в артистическом псевдониме Филиппи). В 1868 г. отец взял сына с собой во Львов на храмовый праздник. В соборе святого Юра он так увлеченно подпевал церковному хору, что на него обратил внимание регент Микита Гатман и устроил мальчика в бурсу для дьяков. Потом были изнурительные и голодные годы обучения в гимназии и учительской семинарии, работа учителем во Львове. Однако мечта стать профессиональным певцом не покидала его. Она привела молоденького учителя в 1878 г. к наиболее уважаемому во Львове преподавателю пения, профессору консерватории при Галицком музыкальном обществе Валерию Высоцкого. Сам в прошлом прославленный певец (бас), Высоцкий воспитал целую плеяду оперных артистов высшего уровня, у него обучались и украинские певцы, в тому числе и Соломия Крушельницкая. Обучение оказалось настолько успешным, что уже 14 сентября 1880 года Мишуга предстал на сцене перед львовской публикой в опере С. Монюшко "Страшный двор". Отзывы и меломанов, и прессы были очень благосклонными к молодому певцу. Ободренный своми первыми успехами, Мишуга решает продолжить студии в Мекке всех певцов - в Италии. Самым большим препятствием для осуществления мечты была нехватка средств, однако почитатели его таланта собрали 1200 золотых рынских, и в 1881 г. он едет в Милан.
Удивления достойна целеустремленность и настойчивость, с которыми Мишуга овладевает в Италии своей специальностью: кроме занятий пением он изучает анатомию и физиологию, овладевает итальянсикм, немецким, русским, английским, французским языками. Довольно скоро Александр Мишуга пробует свои силы на итальянской сцене. В 1883 г. состоялся дебют молодого певца в театре г. Форли в лирической опере немецкого композитора Ф. Флотова "Марта". Эта премьера стала его настоящим триумфом, и сразу он получает десятки привлекательных предложений из лучших театров Европы. Он поет в Милане, Турине, Варшаве, Кракове, Киеве, Санкт-Петербурге, Берлине, Лондоне, Вене, Париже... Критика не жалеет для его голоса, артистического таланта высших похвал, публика сходит с ума от восхищения, спектакли с его участием всюду проходят с аншлагом. Он был блестящим Герцогом в "Риголетто" Верди, поразительным Фаустом в опере Гуно - в конечном счете, каждая из десятков его ролей оставила глубокий след в истории оперного искусства. Но где бы ни был Мишуга, никогда не забывает своих родных краев и часто посещает Львов с концертами, включает в программы украинскую музыку. Песни Н. Лысенко, В. Матюка, арии из опер С. Гулака-Артемовского всегда украшали его программы.
Любовь Кияновская,
профессор, доктор искусствоведения
фото с: http://www.kontrakty.com.ua/show/ukr/article/8029/4220068029.html