Минуло меньше десяти лет, а имя Соломии Крушельницкой уже стало гарантией и символом триумфального успеха на самых известных оперных сценах Европы и Америки. Типичный пример - резонансная история 1904 г., когда опера Дж. Пуччини "Мадам Баттерфляй", беспощадно освистанная на премьере в миланском "Ла Скала", через три месяца в Брешии (театр "Гранде") с Крушельницкой в главной роли стала праздником искусства.
Для объяснения успехов певицы ссылок на природные способности или дар Божий мало. Это все - составляющие ее яркой личности, она сама себя творила, целенаправленно и настойчиво. Вспомним ее ежедневное расписание во время обучения в Милане. Занятия вокалом, сценическим мастерством, ознакомление с новыми произведениями, изучение языков - шесть часов ежедневно. Остальное время считалось свободным: музеи, осмотр исторических памятников города, посещение спектаклей, оперных и драматических, переписка, в которой темы родной земли, проблемы культуры, обсуждение книг свидетельствуют о широте ее интересов. Кроме того, Соломия постоянно принимала участие в концертах музыкально-драматической школы "L'Armonia".
Не побоимся высоких слов - она буквально горела священным огнем искусства, и то, что кем-то расценивалось, как сложная работа, ей было в радость. Во время гастролей Крушельницкой доводилось играть четыре, а то и пять представлений в неделю. Для освоения текста новой оперы ей хватало двух дней, для создания образа, "вживания" в роль - еще три-четыре. Репертуар певицы насчитывал 63 партии. Соломия вошла в историю как активная пропагандистка творчества композиторов - своих современников, а также Р. Вагнера. В 1902 году она завоевала сердца парижан в "Лоэнгрине", в 1906-м в миланском "Ла Скала" под руководством Артуро Тосканини очаровала публику в опере Р. Штрауса "Саломея". И так было всегда - в театрах Европы, в Египте, Алжире, Аргентине, Бразилии, Чили и т.д.
В 1910 году актриса вышла замуж за адвоката Чезаре Риччони. В расцвете славы в 1920 году завершила оперную карьеру, а через три года начала концертные турне. В программу она включала песни народов мира, используя знание восьми языков. После смерти своего мужа Крушельницкая в августе 1939 года приехала во Львов, зимой следующего года упала и поломала ногу. Непросто сложились ее отношения с советской властью: дом у певицы был отобран ("национализирован"), выезд за границу запрещен. Со временем она начала преподавать в консерватории, которая нынче носит ее имя, в июле 1951 года ей было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Украины, в октябре 1952 г. - звание профессора. Из воспоминаний ее коллег и бывших студентов известно, как достойно и доброжелательно держалась Соломия Амвросиевна с людьми, пеклась о каждом "ребенке" (так называла она студентов), готова была всегда сесть за рояль, спеть, поделиться своими знаниями. Руководствовалась она она во всех ситуациях ценностями, которые составляли смысл ее жизни - Искусством, Культурой. Во имя Украины.
Андрей Кочур