Анатолий Соловьяненко родился в Донецке, в шахтерской семье. По окончании средней школы поступил в Донецкий политехнический институт. Остался работать на одной из его кафедр. Все эти годы занимался вокалом с заслуженным артистом УССР А. Коробейченко, принимал участие в концертах художественной самодеятельности.
В 1962 году Соловьяненко приглашают на работу в Киевский театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко, а через несколько месяцев он успешно проходит конкурсное испытание в Москве и едет на стажировку в миланский театр "Ля Скала". В Италии Соловьяненко становится лауреатом конкурса "Неаполь против всех", его выступления по римскому телевидению и в концертных залах получают одобрительные отзывы в прессе и высокую оценку музыкальной критики.
Вернувшись из Италии, А. Соловьяненко активно работает в Киевском оперном театре, где исполняет партии Герцога ("Риголетто" Верди), Эдгара ("Лючия де Ламмермур" Доницетти), Андрея ("Запорожец за Дунаем" Гулака-Артемовского) и др.
В 1967 году певец был удостоен звания заслуженного артиста УССР, а через восемь лет он уже - народный артист СССР.
В репертуаре А. Соловьяненко - 17 оперных партий, множество арий, романсов, песен. Широка география гастролей певца: Болгария, Румыния, Германия, Япония, Австралия, Канада... Несколько сезонов он пел в нью-йоркском "Метрополитен-опера", где исполнял партии в операх Р. Штрауса, Д. Верди, П. Масканьи.
В 1980 году А. Соловьяненко становится Лауреатом Ленинской премии, денежное вознаграждение за нее он передает в Фонд Мира. В 1997 году получает премию им. Т. Г. Шевченко.
В чом заключается секрет творческого мастерства Соловьяненко? Тут, конечно, не может быть однозначного ответа. Секрет уже в самом голосе, его природе, и в высоком профессионализме, и в умении сконцентрировать все свои силы и волю на главном в жизни - творчестве. Одним из важнейших компонентов творческого успеха артиста является постоянный поиск "своего", и одновременно - глубокое понимание стиля, национального характера, полное соответствие манере авторского замысла.
Из глубин народных вырос талант А. Соловьяненко. И, пожалуй, нигде так полно, вольно и вдохновенно не проступает своеобразное очарование мастерства певца, как в исполнении песен. "Чорнії брові, карії очі", "Ніч яка місячна", "Дивлюсь я на небо", "Ой зійди, зійди ясен місяцю" - эти и другие жемчужины украинского бельканто А. Соловьяненко поет задушевно, просто, без лишних эффектов, в лучших отечественных традициях вокального искусства О. Петрусенко, З. Гайдай, Б. Гмыри, И. Козловского. Народные песни в интерпретации А. Соловьяненко - это всегда взволнованное признание артиста в любви к родной земле, к ее волшебной природе, к ее щедро одаренному народу. О своей работе над народной песней А. Соловьяненко говорит: "Содержание каждой из них - это страничка из жизни, в ней и лирика, и эпос, и бытовая зарисовка. Каждый раз необходимо психологически перевоплощаться, создавать за три-четыре минуты в пределах одной песни разные настроения, образы,чувства. Ведь тут глубина переживаний, и задушевная мелодичность, и отчаянный порыв, и трогательная нежность. И следует не только почувствовать все это, но и заставить слушателя сопереживать с тобой".
В исполнении артистом народных песен нет канонов и норм. Сравнивая записи разных лет, ощущаем постоянный поиск и в репертуаре, и в трактовании отдельных произведений. А. Соловьяненко находит новые тематические и музыкальные варианты, которых в украинском фольклоре - бескрайнее море, выбирает наиболее яркие поэтические образы, куплеты - такие, которые полнее и последовательнее воплощают содержание, идею, эмоционально-образный замысел песни. Национальная окрашенность исполнительской манеры Соловьяненко в народном репертуаре обусловлена в первую очередь живой, самобытной интонацией мелодии. К этому еще - жизненные впечатления, мысли, ассоциации, глубокое чувствование артистом украинского характера. Вот почему народная песня, воспринятая чувствующим сердцем художника, играет всеми красками. Вот почему она легко и естественно находит путь к слушателю.
А. ТЕРЕЩЕНКО